«Русская изба из загадок сложена»

Игровое занятие для дошкольников.

Цели: Приобщение детей к русской национальной культуре, формировать представление у детей представление об обычаях и традициях русского народа, малому фольклору: загадкам, играм, пословицам и поговоркам; воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.

Действующие лица:

Хозяйка, Кот, Домовенок Кузя –взрослые.

Под русскую народную мелодию в зал, оформленный как изба, входят дети. Их встречает Хозяйка.

Хозяйка – Здравствуйте, гости дорогие, проходите, рассаживайтесь поудобней,

Посвободней!

Дай бог тому, кто в вашем дому,

Дорогим гостям, милым детишкам!

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем!

Кот – Наша изба ровно тепла.

Кузя – Домом жить -не лукошко шить.

Кот – Дом вести – не развеся уши ходить.

Кузя – Домом жить – обо всем тужить.

Кот – Дом вести – не лапти плести.

Кузя – А хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Она одна за все отвечает.

Хозяюшка – До чего сладко говорили, будто медом напоили. Какие вы у меня добрые,

Послушные, да смышленые! Все про мое житье-бытьезнаете, а давайте-ка

Гостям загадки про нашу избу загадаем. Как думаете, справятся?

Кот – Ну, не знаю. Давайте попробуем. Чур, я первый!

Стоит копна, вся в дырках.

На копне гора, из горы дым идет.               (ИЗБА)

-Стоит бычище-проклеваны бочищи.           (ИЗБА)

Кузя – Подожди, Кот Василий, дай и мне позагадывать немножко.

- Дарья да Марья друг на друга глядят, а никогда не сойдутся.

(Пол и потолок)

- Набита пухом, лежит под ухом.                             (Подушка)

Хозяйка – Теперь моя очередь детей на смышленость проверить.

-Толстый, пузатый, стоит, пыхтить, чаем всех поит.               (Самовар)

- Старая избушка, белая-белая,

На улице лето – на нее и внимания не обращают,

А зима придет- все к ней прилипают.                                          (Печь)

Кузя – (стучит в бубен) – Кто хочет поиграть  со мной в игру? А в какую н скажу!

Хозяйка – Как же в нее играть будем, если ты нам не скажешь

Кузя –       А вы меня попросите, может и скажу.

Хозяйка – Хорошо. Скажи, Кузя, в какую игру мы будем играть?

Кузя        - Нет, не так. Я люблю, когда меня ласково просят.

Хозяйка – Кот баловень! Прикормила я тебя на свою голову, да делать нечего – сама

Виновата. Ребята, придется его очень ласково попросить. Кузенька,

Миленький, хорошенький, скажи нам, пожалуйста: в какую игру ты хочешь

Поиграть?

Кузя          - Моя игра называется «Бубен-долгий нос»

Проводится игра «Бубен-долгий нос»

Водящий в центре круга прыгает на одной ноге и ударяет в бубен. Остальные произносят текст и выполняют движения по тексту.

«Бубен, бубен –долгий нос       (делают нос)

Почем в городе овес?                 (Ударяют по  правой ладони)

Две копейки с пятаком.              (Ударяют по левой ладони)

Ехал Ваня с колпаком                  (Делают домик над головой)

Овса Ваня не купил                      (Разводят руки в стороны)

Только лошадь утопил                (Делают мах руками сверху вниз)

Бубен бегать научил                    (Хлопают в ладоши и подходят к водящему)

Затем водящий ловит детей, осаливая их бубном. Тот, кого первого осалит, становится водящим.

Во время игры КОТ прячется в мешок, громко чихает.

Хозяйка – Ой, кто-то простудился, чихает. Это не вы? А кто? (Осматривается, видит мешок)

Да у меня, кажется, мешок ожил? Никак тоже захотел поиграть!

Кузя        - Хозяюшка, ты  что в мешок-то положила? Может, там бобы с горохом спорят,

Кто из них вкуснее да полезнее?

Хозяйка – (подходит к мешку) Не спорьте-для меня вы все полезные и вкусные.

(Мешок пытается подпрыгнуть) Что за чудо, вот дела: мешок запрыгал у

Меня!

Кот –        (из мешка) Я загадки ваши услыхал- тоже решил поотгадывать. Только так: что

Отгадаю- себе забираю.

Хозяйка – Что-то я и загадок больше не помню. Кузя, выручай: ты дольше меня здесь

Живешь- больше и знать должен.

Кузя          - Еще бы, я тут сто лет живу, каждый уголок знаю.. Сейчас загадаю.

1.  -У нее есть рога и нога, она совсем слепа.

Во рту всегда суп- проглотить не может,

А в другой рот выливает                                (ЛОЖКА)

2. Одной ручкой всех встречает, другой провожает.      (ДВЕРЬ)

3. Ног нет, а ходят, рта нет, а скажут,

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.               (ЧАСЫ)

4. Из горячего колодца, через нос водица льется.                   (ЧАЙНИК)

5. То назад, то вперед, ходит, бродит пароход.

Остановишь-горе! Продырявит море!                              (УТЮГ)

6. Черная, на длинной ручке, с загнутым носом,

Стоит у печки под боком.                                                 (КОЧЕРГА)

Кот в мешке не отгадывает ни одной загадки.

Хозяйка – Вот так-то, мешочек: прыгай, не прыгай, а отгадки тебе не достались!

Надо головой думать, хотя у тебя головы-то нет- что с тебя взять! Иди к себе в

Угол и стой смирно. (Толкает мешок –оттуда вылезает КОТ)

Кот          - Мяу! Вы просто неправильные загадки загадывали. Я люблю колбасу и

Сметану- их бы сразу отгадал! А такие загадки мне не нужны: забирайте их себе!

Кузя        - Ишь, какой хитрый, ничего еще с утра не сделал, а сметаны захотел.

Поработай-ка сначала: займи наших гостей чем-нибудь!

Кот          - И займу! Я лучше всего умею мышей ловить, поэтому предлагаю поиграть в

Игру «Мышеловка»

Проводится игра «Мышеловка»

Часть детей делают круг, подняв сомкнутые руки, другая часть изображает мышей – бегают в свободном направлении через круг, пока остальные произносят слова:

-Ой, как мыши надоели: все погрызли, все поели..

Развелось их просто страсть!

Погодите же, плутовки, вот поставим мышеловки-

Переловим всех зараз. (Педагог поясняет: «Зараз» значит «сразу»)

После этих слов игроки опускают руки. Те, кто остался в кругу, присоединятся к тем, кто образовывал круг. Игра продолжается до тех пор пока не останется ни одной мышки.

Кот          - Вот я и поработал! Где моя сметана?

Хозяйка – Сметана в горшках, а горшки на базаре. Кто пойдет со мной на базар горшки

Покупать?

Проводится игра «ГОНЧАРЫ»

Дети делятся на пары («Горшок»-«хозяин»), образуют круг. «Покупатель» идет и по кругу и выбирает «горшок», ведя разговор с «хозяином»: «Хозяин, продай, горшок!» («Бери!»)

«Сколько стоит?» - («По денежке!»!

«А он крепенький?» -(«Попробуй!»)

«Покупатель» стучит по горшку и слышит в ответ «Дзынь, дзынь!»

Покупатель» обращается к «Хозяину»: «Давай сговор!», «Хозяин»  и «покупатель» берутся за руки и произносят слова:

«Чинчары, чинчары, собирайтесь гончары,

С – по кусту, с – по насту, с – по лебедю горазду. ВОН!

После этих слов бегут в разные стороны по кругу, каждый старается занять освободившееся место. Кот во время игры ходит вокруг детей, ищет сметану.

Кот         -Неправильные ваши горшки, и сметаны в низ нет! Обманули вы меня. Вот

Обижусь на вас и не буду больше ловить мышей! (Уходит за печку)

Хозяйка – Надо же, обиделся Котик на меня! Вдруг и правда перестанет ловить мышей?

Надо, Кузя, покормить Ваську. Отнеси ему сметанку, а я пока детей займу.

Проводится игра «ТЕРЕМ»

Дети делятся на две командыи садятся на лавки по противоположным сторонам зала. По считалке выбирается водящий, который стоит в центре. Дети произносят:

«Терем, терем, за всяким древом!

Дуб, калач, стой, не плач!»

После этих слов дети из каждой команды перебегают на противоположную лавку, водящий должен поймать себе замену.

Кот и Кузя выходят из-за печки. Кот гладит живот, Кузя жует булочку.

Хозяйка –Я вижу, вы не зря время провели! Поели на славу? (КОТ и КУЗЯ кивают)

А теперь устроим забаву: будем плясать кадриль изо всех сил!

(Плясовая)