Цель: способствовать развитию у детей познавательных способностей в процессе разрешения специально регулируемых ситуаций.

Задачи:

  • расширение знаний и представлений детей о природно-экологическом, географо-демографическом, этническом, социально-экономическом и историко-культурном своеобразии Республики Хакасия, воспитание любви к родному краю;
  • формирование чувства патриотизма, гражданственности, любви к семье, к родному краю.

Предварительная работа.

Рассматривание альбомов, фотографий о Хакасии, беседа «Хакасия – вчера, сегодня, завтра», чтение и заучивание стихов о Хакасии: Д. Логачева «Хакасия», А. Аловой «Саяно-Шушенская ГЭС», Н.Г. Доможакова «Приглашение».

Чтение  и просмотр познавательной литературы о строительстве СШГЭС.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная.

Образовательные задачи: пополнять знания детей о республике Хакасия, расширять знания о достопримечательностях Хакасии: Салбыкский курган, Саяно-Шушенская ГЭС, озеро Шира;

Развивающие задачи способствовать развитию творческих способностей: изготовление туристических проспектов; способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные задачи: вызвать чувство гордости за свою Родину, воспитывать любовь к родному краю.

Содержание организованной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, туристическое агентство «Саян - Тур» предлагает нам путевку выходного дня и приглашает в путешествие по Хакасии. Примем приглашение и отправимся в увлекательное путешествие по нашей замечательной и красивой республике?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем бы нам отправиться в путь, чтобы побывать во многих загадочных и интересных местах нашей республики?

Дети: высказывают свои предложения.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам интерактивное путешествие и буду вашим гидом, согласны? Тогда присаживайтесь удобнее, наденьте очки и в путь.

Дети садятся в кресла, надевают заранее приготовленные из картона очки, на фоне инструментальной музыки Чаркова «Чатхан» воспитатель читает отрывок из стихотворения Д. Логачева «Хакасия», сопровождая показом слайдов.

Чтение стихотворения

Воспитатель:

(слайд № 1)

Золотая Хакасия, солнечный край,
Полюбились на век мне родные просторы,

(слайд № 2)

Вековая тайга, твой ореховый рай,

(слайд № 3 и 4)

Богатырь Енисей и Саянские горы.
Нежно краски твои мне ласкают глаза,

(слайд № 5)

Я парю, глядя в даль на Таштыпское поле,

(слайд № 6)

Вот река Абакан, вот моя Абаза,

(слайд № 7)

Табуны скакунов, что гуляют на воле.
Много бурь над тобой пронеслось за века,
Прошумел над тобой миллион ураганов,
Сколько вод унесла через годы река,
Охраняя покой твоих древних курганов.

(слайд № 8 и 9)

Здесь и Кадышев пел, Каратанов творил,

(слайд № 10 и 11)

Кильчичаков писал и работал Топанов

(слайд № 12)

Доможаков вершину свою покорил,

(слайд № 13)

Путь в науку торил знаменитый Катанов.

1.Беседа.

Воспитатель: А вот и первая наша остановка – Салбыкский курган (слайд № 14) Что такое курган?

Дети: когда умирал хакасский вождь, его хоронили, а сверху насыпали холм (слайд № 15)

Воспитатель: Скажите, как называется место, где расположен Салбыкский курган?

Дети: Долина Царей.

Воспитатель: Почему её так назвали?

Дети: Там находятся могилы вождей древних царств.

Воспитатель: Правильно. В Долине Царей нашли более пятидесяти больших курганов, но самый величественный – Большой Салбыкский курган. Его высота одиннадцать метров, а диаметр – полкилометра. (слайд № 16) Посмотрите, курган выглядит, как настоящий каменный лес. Как называются камни, расположенные по периметру кургана?

Дети: Менгиры.

Воспитатель: Эти камни скалывали и привозили с каменоломней, которые находились более чем в пятидесяти километрах от кургана. Какими приспособлениями пользовались  древние хакасы, остается загадкой. Камни  расположены по всему периметру кургана и представляют собой квадрат. Считается, что это был и древний храм, и обсерватория. Что такое обсерватория?

Дети: Это место, где ученые изучают природные явления, планеты, звезды, галактики.

Воспитатель: Действительно, на Салбыкском кургане можно проследить путь движения Солнца и Луны (слайд № 17) А почему говорят, что это храм?

Дети: люди приходили и приходят к менгирам, завязывают ленточки – чалома, (слайд № 18) прикасаются к священным камням и просят помощи у древних хакасских духов. Давайте, и мы с вами немного отдохнем и расслабимся.

1.

Релаксация под музыку «Good Night», States проводится релаксационное упражнение «Сад камней».

Воспитатель: Сядьте поудобнее, закройте глаза, загадайте что-то доброе. Представьте, что вы заходите в сад, но это не простой сад, а сад камней. Сад наполняется прекрасными звуками, это звук глубокого покоя. Льется теплый, ласковый солнечный свет, он наполняет теплом камни. Вы поднимаете руки, прикоснитесь к камням и тепло медленно переливается в вас, идет по вашим рукам, телу, ногам. Опустите руки, несколько раз глубоко вдохните и выдохните, медленно раскройте глаза.

Нам пора продолжать путешествие.

Звучит вальс из кинофильма «Сказание о земле сибирской», ребенок читает стихотворение А. Аловой (слайд № 19)

Ребенок:

Саяно-Шушенская ГЭС…
Там я не раз была пролетом
Сибири всей Тайги окрест –
То сказка с птичьего полёта

А сверху – пятнышко Земли
Воды разлитой, как болото.
И виден лишь кусок Земли:
Водой искусственно замотан.

Воспитатель: Для чего люди строят электростанции?

Дети: Электростанции вырабатывают электроэнергию, от которой работают все электрические приборы, бытовая техника.

Воспитатель: На какой реке построили Саяно–Шушенскую ГЭС?

Дети: Енисей.

Воспитатель: Кто строил СШГЭС?

Дети: На строительство ГЭС приезжали люди со всей страны.

Воспитатель: Действительно, это была общая, большая стройка, на  которую съехались люди со всей нашей необъятной Родины. И покорение Енисея началось!!! (слайд № 20)

В настоящее время Саяно-Шушенская ГЭС является самым мощным источником электроэнергии в России. Сюда очень любят приезжать туристы, потому что вид со смотровой площадки открывается просто потрясающий. (слайд № 21)

А нам пора отправляться дальше.

2.

Воспитатель: И следующая наша остановка – озеро Шира. (слайд № 22) Чем знаменито это озеро?

Дети: Оно лечебное.

Воспитатель: Что лечебное в этом озере?

Дети: Вода и грязь.

Воспитатель: Какая отличительная особенность у воды озера Шира?

Дети: Она соленая.

Вода и грязь в озере лечебные и поэтому на берегу озера построили санаторий (слайд № 23), куда приезжают лечиться люди не только со всей России, но и из-за границы. Но озеро Шира ни единственное  лечебное соленое озеро в Хакасии. Какие еще соленые озера есть на территории Хакасии?

Дети: Беле, Тус, Тагарское.

Воспитатель: Замечательное путешествие у нас получилось, но пора возвращаться в детский сад. (слайд № 24) Снимаем очки. И вот мы снова в нашей группе.  Вам понравился наш тур выходного дня? Что больше всего запомнилось?

Подведение итогов.

Продуктивная деятельность.

Дети подходят к столам, где разложены материалы для рисования. На заранее приготовленных листах свернутых в форме буклета рисуют памятные места Хакасии. Звучит хакасская народная музыка в исполнении ансамбля «Сустар».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Материалы официальной страницы Республики Хакасия в Интернете.
  2. Копков К. «Сквозь века».
  3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
  4. Медведовская А. Почему замолчали камни? По мотивам хакасских сказок. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1994.
Скачать:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать этот файл (Слайды.pdf)Слайды 1457 Kb